АНДРЕЙ СИДЕРСКИЙ
 
СОБЫТИЯ
О ХУДОЖНИКЕ

 

Ольга Полесовщикова / Из серии "Асаны" / черно белое фотография / 13 x 18 cm / 2008

 

Широко известный мастер йоги Андрей Сидерский представит цикл «Геометрия Просветления». Работы, выполненные в жанре абстрактной живописи, по замыслу автора призваны оказать практическую помощь в решении проблем, с которыми сталкивается человек в современном обществе.

Имя Андрея Сидерского знакомо едва ли не каждому, кто когда-либо занимался йогой и психофизическими тренировками. Его собственная методическая система «Y23», оптимизированная под современные условия, – результат тридцатилетнего периода практик и двадцатилетнего опыта преподавания йоги. Сидерский также известен как переводчик некоторых трудов Карлоса Кастанеды, Ричарда Баха, как автор книги «Третье открытие Силы», ряда специализированных книг и статей по теории и практике йоги.

Непосредственное продолжение опытов Сидерского в области психофизики – выставка «Геометрия Просветления». Работы, вошедшие в экспозицию, апеллируют к абстрактному осмыслению мира, являются своеобразным философским обобщением действительности. Для обозначения этого направления деятельности автор вводит термин ПСИАРТ. По словам Сидерского, это есть «тип мышления, способ взаимодействия с миром, который не ограничивается одними картинами, а является большим: деланием жизни».

Для своих абстрактных работ Сидерский ставит совершенно конкретные практические цели. Это может быть выход из сложных ситуаций в семье, бизнесе, во взаимоотношениях с людьми. Работы призваны давать внутреннюю силу, вносить ясность и спокойствие в процесс мышления, способствовать более полному восприятию своего внутреннего мира. ПСИАРТ здесь работает как средство обнаружения выхода из тупика, как инструмент расширения сознания. При этом подразумевается, что картины работают незаметно для наблюдателя.

Искусство внутренней гармонии

Геометрическая изобразительная традиция насчитывает многотысячелетнюю историю. Но до сих пор многие геометрические формы, - в изобилии встречающиеся как в мегалитических сооружениях, так и на древнегреческих вазах, как в гигантских рисунках Наска, так и на телах людей африканских племен в виде татуировок, - часто воспринимаются не более чем орнамент, имеющий декоративное значение. Тем не менее, все древние культуры (многие из которых продолжают свою традицию и в настоящее время) придают основополагающее значение связи между структурой в ее широком понимании и энергией. Василий Кандинский, принадлежащий к геометрической традиции, и создавший первые абстрактные живописные произведения, главную роль в искусстве отводил духовному. Исследуя в своей живописи основы таких вселенских процессов, как движение, статика, баланс элементов посредством экспериментов с формами и цветом, он исходил, прежде всего, из идеи гармонизации целого и его частей, гармонизации человека и вселенной.

Искусство Андрея Сидерского уходит своими корнями именно в ту древнюю геометрическую традицию, в которой практикуется взаимодействие структуры и энергии, через работу с первоэлементами. В его работах прослеживается сильная связь с сакральным искусством Индии, в частности с принципами создания и процесса работы с янтрами, символическими геометрическими диаграммами. В йогической традиции геометрические формы служат для усиления концентрации и освобождения ума во время медитации. Когда ум, наконец успокоен, возможна работа с сознанием, и видение направляется вовнутрь: тогда способна проявиться внутренняя природа объекта созерцания, и его вид и внешние свойства растворяются в ней. Практика такого тонкого видения, в конце концов, приводит к открытию мира абстрактных форм. С одной стороны, йогическое искусство имеет прочную внутреннюю связь с конкретными явлениями и процессами, с другой стороны, в своей сущности оно абстрактно. Оно символически выражает идеи и принципы, лежащие в основе самой традиции, при этом являясь результатом реального мистического переживания, нежели логических умозаключений.

Характер этого искусства объединяет в себе эстетическое и функциональное. В его стремлении к упорядоченности форм, к обнаружению внутренней симметрии, заложен глубокий импульс, призванный гармонизировать внутреннее и внешнее пространство, привести в соответствие микро- и макро уровни сознания, и через это – воздействовать на работу материи, в частности, на человеческий организм. К примеру, многие работы Андрея Сидерского создаются в соответствии со свойствами и потребностями конкретного человека и направлены на активизацию или нейтрализацию определенных процессов.

Основные геометрические формы – точка, линия, круг, треугольник, квадрат, имеют конкретные символические значения, представляя собой выражение основных энергий. Их построение в более сложные конфигурации вызывает к работе отдельные силы и аспекты, касающиеся процессов рождения, роста, растворения и т.д. Особую роль играет цвет, являясь выражением определенной частоты вибраций света, и воздействующий определенным образом на сознание человека. Йогическая система обладает глубочайшими знаниями относительно происхождения, природы и работы структуры пространства и света.

Но самого по себе знания символического значения форм и цвета недостаточно. Здесь важна постоянная практика по осознанию и сублимации энергии. Именно поэтому и восприятие картин Андрея Сидерского требует от зрителя адекватной сознательной работы, тем самым, открывая не только новый способ взгляда на живописные произведения, но и совершенно новое измерение жизни, вовлекающее зрителя в активную творческую работу, пускай вначале на интуитивном уровне. Здесь уместно говорить о таком свойстве произведения, как интерактивность, которая проявляется на разных планах: визуальном (эстетическом) и энерго-вибрационном, воздействующем на человека вплоть до изменений на физическом уровне.

Принципиальное отличие работ автора от поглощающей части современного абстрактного искусства – в точном знании, основанном на практике работы с полем сознания и его энергией. Его творчество выходит за рамки тех определений и понятий, до которых в современном мире сузилось понятие художника и его творения. Оно возрождает традицию, бывшую некогда для человека делом всей жизни, которое объединяло, а не разделяло такие сферы, как метафизика, искусство, математика, астрономия, медицина и др., которые в настоящее время оказались по разные стороны от пропасти неведения. Наконец, оно возвращает нас от фрагментарного зрения к объемному видению, в котором мы перестаем воспринимать себя как изолированных в пространстве индивидуумов, а ощущаем себя частью целого, и осознаем в себе весь его потенциал.

Евгения Емец февраль 2008

Библиография:
Burckhardt T. Sacred Art in East and West. Its Principles and Methods. 1st ed., Perennial Books, London, 1967

Mookerje A. Yoga art, Thames and Hudson

Kandinsky W. Concerning the Spiritual in Art. Transl. by Sadler M.T.H., Dover Publications, Inc. New York, 1977

Constructivism and the Geometric Tradition, McCrory Corporation, 1979