eng|рус

 

Возможность трансформации
Святослав Пономарев
Государственный музейно-выставочный комплекс Министерства культуры
16.03.00 - 23.03.00

В марте 2000 года Галерея Елены Врублевской представила проект Святослава Пономарева «Возможность трансформации». В рамках выставки, проходившей в Государственном Музейно-выставочном Комплексе РОСИЗО, были показаны фотографии Святослава Пономарева из серии “Возможность трансформации”, а также ритуал Театра Тибетской Музыки PURBA (С. Пономарев, И. Янчеглов).

Акция явилась живым воплощением возможности соединения визуальных элементов – фотографий и слайд-проекций, звука, человеческого тела и ритуала. Созданное в результате этого синтеза пространство стало наглядной демонстрацией возможности трансформации.


ТЕЛО И РИТУАЛ В ПРОЕКТЕ СВЯТОСЛАВА ПОНОМАРЕВА
«ВОЗМОЖНОСТЬ ТРАНСФОРМАЦИИ»

Достаточно очевидно, что осмысленное возвращение к прошлому, упорядочивает коллективную память, помогает преодолевать хаос социального и культурного настоящего, а обращение к аутентичным культурным практикам осуществляет связи между различными временами и мифологическими пространствами.
Неотрефлексированное прошлое равнозначно выпадению из культуры, однако, не стоит забывать, что возвращение к изначальным культурным моделям и кодам, оказывает выраженный терапевтический эффект только тогда, когда оно осуществлено осознанно.
Осознание прошлого в искусстве, выражается не в механическом копировании, стилизации или симуляции тех или иных элементов аутентичной культуры, отрывании от традиционного контекста его элементов. Оно основывается, прежде всего, на понимании сущностных смысловых конструкций и опытов этой культуры, которые впоследствии, могут быть интерпретированы даже с помощью самого актуального или радикального художественного языка.
То, что осуществляет Святослав Пономарев в своих работах – это не имитаторское или симулятивное, а открытое обращение к аутентичной культурной практике. Оно стремиться к осознанности, и основано на готовности соприкоснуться с традиционной культурой напрямую, в ее собственном пластическом и символическом пространстве.


РИТУАЛ.

В аутентичной культуре, изначально, любой творческий жест , любое ритуальное действие, если, конечно, оно не искажено ложными интерпретациями и сохранено в своей космологической целостности, направлено на преодоление энтропии, природного или психологического хаоса. Хоас культурный, урбанистический или психологический в сущности, не сильно отличается от хаоса природных сил, пугавшего человека архаического прошлого.
Может быть поэтому, перформансы Святослава Пономарева всегда привлекают достаточное количество зрителей. По своей структуре и смыслу они опираются на древнейшие ритуальные практики тибетской традиции Бон и повторяют свойственные многим ритуальным аутетичным действиям космогонические этапы переходов от первичных состояний энтропии к упорядочиванию.
Поэтому тема космогонического хаоса, присутствующая в музыке перформансов Пурбы, не имеет ничего общего с состояниями безальтернативного хаоса, так часто эксплуатируемого современной музыкальной культурой. Скорее это звучание хаоса “контролируемого”, заключающего внутри себя скрытую упорядоченность. Прохождение состояний деструкции, соответствующих смерти, стрессы последующего рождения и начало нового существования.
Эти архетипические инициационные стадии актуальны в любую эпоху и для любой культуры, и их гармонизирующее воздействие на сознание обусловлено заключенной в них вечной интенцией преодоления противоречий дуальностей или, вовсе, выхода за их пределы. Подобный переход в “трансцендентное” может осуществляться через мифологическое пространство традиционной культуры, которое при аккуратном взаимодействии с ним, играет роль “трансфера”, обеспечивающего мягкое перемещение “с поддержкой”.

Ситуация перформанса или другая ситуация, включенная в современный художественный контекст, создает особые условия для взаимодействия с традиционной культурой. Театр ритуального перформанса Пурба создает ситуацию, в которой существует возможность, сохраняя достаточную дистанцию, соприкоснуться с представлениями, невербальным поведением и сущностными аспектами мировоззрения древней тибетской традиции Бон, во многом повлиявшей на становление тибетского буддизма, и предшествовавшей ему.

ТЕЛО

Взгляд на человеческое тело, как на сакральную пространственную модель существует практически во всех традиционных культурах. В тибетском искусстве космологическое видение тела включено в его композиционные принципы. Начертания космологических схем предваряют изображение сакрального образа и проецируются в виде тонких пространственных геометрических структур, являясь композиционной основой его создания, своеобразным сакральным скелетом, на который наращивается плоть скульптуры или иконографического изображения.
В своих инсталляционных и фотографических работах Пономарев, обращаясь к традиционным космологическим схемам, наоборот, проецирует их на образ существующий - пространство живого человеческого тела.
Тем самым, осуществляется своеобразное символическое смещение смыслов, указывающее на «возможности трансформации», сакрализаций данного уже существующего образа. Человеческое тело, при этом, как уменьшенная модель, включает в себя структурные принципы универсального пространства, и на внутреннем уровне соотносится с ним.


ОЛЬГА ЗИАНГИРОВА


Смотрите также:

Вернисаж – март 2000 г.